Народный фольклор и медийное программирование

Существуют обороты речи и изречения, существуют сентенции, небольшая пригоршня слов, в которых внезапно кристаллизуется целая культура, целое общество.
Фридрих Ницше

К написанию данной заметки меня подтолкнул этот пост в блоге «Святилище Культуры». Сказки я как-то обходил стороной, поскольку не находил никаких адекватных исследований их влияния, да и просто версия о том, что какие-то взрослые умы тратят время своей жизни на изучение сказок, у меня в голове не укладывалась. Прочитав, от сказок я мысленно перешел к пословицам и поговоркам, вспомнил личный опыт прохождения курса Узоры Жизни, опыт консультирования и из всего этого начал рождаться данный материал.

Я не являюсь большим знатоком истории, мне захотелось описать опыт того с чем я столкнулся, выразить некоторые мысли связанные со всем этим. Если у вас имеются более глубокие знания по данной теме, прошу отписаться в комментарии — подумаем как можно это использовать в контексте дополнения материала и более эффективного избавления людей от подобного программирования.

Содержание

  1. Узоры Жизни
  2. Экскурс в историю
  3. Мини-сборник фольклора
  4. Личный опыт. Примеры.
  5. Медийное программирование
  6. Заключение

1. Узоры Жизни

Что сказки, что пословицы, что поговорки являются частью народного фольклора — того, что передается из уст в уста, из поколения в поколения, некий запечатанный опыт предков зачастую не подвергаемый сомнению. Я как консультант все чаще начал сталкиваться с негативным проявлением этого опыта, который в прямом смысле мешал людям жить, биться и бороться за свою жизнь, достигать побед и пользоваться этими плодами. Через какое-то время я стал понимать, что это какая-то общая зараза по типу вирусной, которая поражает все общество в целом, своеобразный язык, описывающий мир и дающий через эти описания некую стабильность. Почему зараза? Те или иные негативные моменты в подсознании в 90% случаев были связаны с определенным элементом фольклора, который подкреплял их.

Все эти фольклорные вещи объединяет несколько признаков:

  • Иносказательность. Не всегда понятно о чем конкретно речь, смысл будто написан фоном и между слов, что заставляет сознание напрягаться, чтобы разгадать либо представить в воображении. Если добавить сюда эмоции, то единица мироописания укореняется в памяти.
  • Складность. В большинстве случаев поговорка складная и вторая часть фразы будто «подхлестывает» другую, из-за чего вся словесная конструкция звучит емко и четко.
  • Широкий охват. Об одном и том же элементе говорят дома, в школе, в магазинах и семьях друзей, то это становится тем, что не требует обсуждения и принимается на веру.

Возьмем, например, пословицу «без труда не выловишь рыбку из пруда». Зачем ее говорят родители своему чаду? Вероятно, они хотят показать, что нужно потрудиться, чтобы в этой жизни чего-то достичь. Однако очень часто вот такая пословица становится одним из элементов того кнута, что заставляет людей работать без отдыха и отпуска, подрывать свое здоровье беря переработки и работу на дом и многое другое.

Данная пословица соответствует всем трем критериям. Она заставляет работать воображение — я маленький всегда представлял некоего мужичка или себя в роли этого мужичка, который в местном пруду ловит рыбу. Она складная, слова «пруда» и «труда» делают ее похожей на стих, что помогает запоминанию. Это было бы намного сложнее, звучи она как «если не будешь трудиться, никакой рыбы не будет». Она повторяема многими в моментах связанных с трудом и ленью, более того, в школе на уроках русского языка обязательно будет проходиться тема, в которой учитель скажет: «Дети, какие пословицы и поговорки вы знаете?» Ну а дальше дети повторят заложенное родителями, в очередной раз усиливая это.

Однажды мне на глаза попалась книжица по наведению разной хвори, будь то порча или сглаз. Из природного любопытства и желания понять механизм, я пролистал ее и понял, что тексты наведения подобной гадости специально делают складными и снабжают шипящими звуками — таким образом жертву куда проще «пробить». Последствия от порч и рассматриваемых мной пословиц имеют явно выраженные негативные проявления на физическом теле, что наводит на определенные мысли.

2. Экскурс в историю

Интересный результат дал мне поиск по происхождению поговорки «Не жили богато, нечего и начинать». Ответ я нашел в посте учителя истории Вячеслава Бабайцева:

Богатство и хорошая, счастливая, жизнь для народного сознания не всегда тождественны.

Точных данных о происхождении поговорки нет. Если говорить о смысловом значении, то здесь народная культура оценивает обеспеченность фаталистически. Как нечто приходящее и уходящее, не зависящее от самого человека. Среда, превалирующая над личностью, не даёт никаких шансов изменить положение. Бедность в этом случае более естественное состояние. И человеку, внезапно, как бы по высшей воле, разбогатевшему, а затем потерявшему нажитое, таким образом даётся понять, что быть малоимущим ему привычней.

Не стоит забывать, что поговорки, как и большинство русского фольклора, вышли из сельской среды. Как известно, крестьянство было не только самой многочисленной частью населения дореволюционной России, но и вплоть до второй половины XIX века одной из самых бесправных. Сельские жители, хотя и имели личное имущество, оставались зависимыми от помещика. Только после отмены крепостного права крестьяне получили больше возможностей для заработков в городе, перехода в другие сословия. Понятно, что в таких условиях обеспеченная жизнь не могла восприниматься как что-то естественное. Об этом говорит и другая поговорка: «Не рука крестьянскому сыну калачи есть».

Вероятно, к чувству обречённости также добавлялось осознание непредсказуемости будущего. Не только жизнь в достатке, но даже и планы по улучшению собственного положения могли внезапно рухнуть из — за стихийных бедствий, эпидемий, войн или воли правителей. К примеру, если вспомнить период в истории России с 1580-х годов до середины XVII века, то там имели место все вышеназванные факторы. Иными словами, простой человек, который обрёл богатство, должен был осознавать, что может потерять его волей обстоятельств. Здесь стоит вспомнить и другую известную поговорку — «От сумы да от тюрьмы не зарекайся».

Так же нужно отметить, что население дореволюционной России было достаточно религиозным. В связи с этим к крестьянскому фатализму добавлялось и христианское терпение, с которым обязывалось переносить своё тяжёлое положение. Существует ещё одна распространённая фраза, несколько схожая по смыслу с поговоркой о богатой жизни, — «Бог дал, бог взял». Но её употребление несколько шире. Так говорят не только о потере материальных ценностей, но и о смерти близких людей. Как известно, эта фраза происходит из Ветхого завета. Иов, переносящий божественные испытания, произносит следующие слова: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!». То есть религиозное мировоззрение русского человека приучало его к осознанию мимолётности и материальных ценностей, и личного счастья.

Можно предположить, что поговорка родилась в крестьянской среде как сочетание всех трёх вышеназванных факторов — бедного и бесправного существования, непредсказуемости будущего и христианского смирения перед высшей волей. То есть человек, приученный тяжёлыми условиями жизни не рассчитывать на хорошие времена, понимал любое улучшение своего положения как временное явление.

3. Мини-сборник фольклора

Тут я опишу с чем столкнулся сам, работая по курсу УЖ, а также с тем, с чем приходили клиенты. Описанные пословицы и поговорки в большинстве случаев трактуются в негативном ключе. Не все сходу удалось вспомнить, мне сильно помог этот сайт: http://slovarick.ru/

Высшие силы

  • Человек предполагает, а бог располагает
  • Бог дал, бог взял
  • От судьбы не убежишь
  • Делай что должен и будь что будет
  • Где родился, там и пригодился
  • Всяк сверчок знай свой шесток
  • Гром не грянет, мужик не перекрестится
  • Чему быть, того не миновать

Жизнь

  • Не мы такие, жизнь такая
  • Любишь медок, люби и холодок
  • Хорошо там где нас нет
  • За чужим забором трава зеленее
  • Сегодня смеяться, а завтра плакать
  • Пришла беда — открывай ворота
  • Что не делается, то к лучшему
  • Чем выше взлетишь, тем больнее падать
  • От сумы да от тюрьмы не зарекайся
  • Хотеть не вредно
  • Много хочешь — мало получишь
  • В тесноте, да не в обиде
  • Где тонко, там и рвется
  • Горбатого могила исправит
  • Дареному коню в зубы не смотрят
  • Лежачего не бьют
  • Лучше синица в руках, чем журавль в небе
  • На безрыбье и рак рыба
  • Нет худа без добра
  • Не было бы счастья, да несчастье помогло
  • Хорошего понемножку (некоторые добавляют «а плохого много»)
  • Это еще цветочки, а ягодки впереди

Общество

  • Человек человеку волк
  • Не делай добра, не получишь зла
  • Молчание — знак согласия
  • Моя хата с краю, ничего не знаю
  • Не обманешь — не продашь (не на*бешь — не проживешь)
  • Не пойман — не вор

Деньги

  • Не жили богато, нечего и начинать
  • Почему бедный? Потому что дурак. Почему дурак? Потому что бедный.
  • Бедному жениться и ночь коротка
  • Чем богаче, тем жаднее
  • Бедность не порок

Работа

  • Как поработаешь, так и полопаешь
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда
  • Первый блин всегда комом

Ум

  • Горе от ума
  • Выше головы не прыгнешь
  • Много будешь знать, скоро состаришься

Красота

  • Не родись красивой, а родись счастливой
  • Красавица южная, никому не нужная
  • Не с лица воду пить
  • Волос долог, да ум короток

Семья, отношения

  • Дал бог зайку, даст и лужайку
  • Стерпится — слюбится
  • В семье не без урода
  • С милым рай в шалаше
  • Любовь зла — полюбишь и козла
  • Милые бранятся — только тешатся
  • Муж и жена — одна сатана
  • Яйца курицу не учат

Здоровье

  • Одно лечим, другое калечим
  • Здоровье не купишь

Еда

  • Аппетит приходит во время еды

Мне также интересны элементы подобного фольклора в других странах. Ребята что живут в других странах, отпишитесь с чем подобным вы сталкивались. ;)

4. Личный опыт. Примеры.

Консультируемая N
В конце прошлого года ко мне обратилась девушка, я начал с ней работать, постепенно регрессируя ее в прошлое, откуда и пошли все истоки ее неудач. В какой-то момент она стала говорить, как ее воспитывали и какие фразы постоянно говорили. Я поразился — это просто народный эпос был в ее подсознании. Удивило еще больше то, что даже несмотря на проживание в стране бывшего СССР, пословицы и поговорки были практически один в одни с нашими, изменения были незначительными: где-то перестановка слов, где-то одно заменено другим, но смысл одинаков.

Как красивого человека заставлять уничтожать себя? Да очень просто! С самого детства с укором говорить: «Не родись красивой, а родись счастливой», «Красавица южная, никому не нужная», а также прочую складную глупость. Для N это чуть не стоило жизни, да и отношения с мужчинами там были крайне печальны.

Консультируемый F
Еще один интересный случай. Молодой человек, когда я регрессировал его в прошлое, стал рассказывать о методах его воспитания. Родитель бил его вне зависимости от того старается он или нет, прав или не прав, просто по меняющемуся настроению, тем самым сформировав выученную беспомощность в жесткой форме. Все это сдабривалось целой горстью фольклора:

  • Не мы такие, жизнь такая.
  • Любишь медок, люби и холодок.
  • Почему бедный? Потому что дурак. Почему дурак? Потому что бедный.
  • Не жили богато, нечего и начинать.

Стоит ли говорить, что после такого программирования у F постоянные проблемы с деньгами и самореализацией?

Интересную мысль мне подсказал один профессор в своем подкасте. К примеру, когда ребенка бьют ремнем, он испытывает стресс и от боли включаются защитные механизмы психики, а также инстинкты, т е состояние становится трансовым. В это время родитель еще приговаривает что-либо в духе «будешь еще так делать!?», приправленное фольклором — это по сути происходит прямая запись в подсознание.

На том же принципе и работают секты, где участники истязают себя плетьми, тем самым входя в экстатическое состояние.

5. Медийное программирование

Как я успел заметить, элементы социального программирования накладываются на данный родителями фольклор и определения мира. Из рекламы, музыки, кино и Интернета каждый человек добавляет хорошую пригоршню к своему опыту, создавая тем самым настоящую паутину в своем подсознании, где дернешь за одну ниточку, а в ответ откликается вся структура.

Телевидение и Интернет
Для меня главным элементом социального программирования была телевизионная реклама 90-х, потому что мое детство выпало как раз на это время. Если вам больше 25 лет и я скажу вам фразу «имидж ничто, жажда все», вы ведь наверняка ответите мне о каком напитке идет речь? Более того, если вы поищите в YouTube сборники подобной рекламы и посмотрите в комментарии, то увидите, что многие из них написаны в стиле: «Смотрю это и понимаю, что молодость прошла». Под роликом с Фрутеллой я прочитал следующее: «Такие позитивные чувства вызывает во мне она, прямо в детство вернулся». Целое поколение воспитанное телевизором. Более чем уверен, что у этих людей просмотр подобных роликов вызывает состояние близкое к трансовому. Когда я снимал у себя негативную запись из подсознания, наткнулся на фразу из рекламы: «Времена меняются, Хершис остается». Эта запись подкрепляла другие, связанные с тем, что мне нельзя получать изменения.

Сейчас, когда Интернет все сильнее заменяет телевидение, я наблюдаю иную картину — засилие мемов и молодежь, говорящую только на этом виде интернет-сленга. Сами мемы представляют собой безумный коктейль из западных шуток (в Россию многие мемы приходят с запозданием), падонкаффского стиля, блатных АУЕ-фраз и прочего словесного мусора. Мой молодой коллега на работе в неформальном общении использовал их крайне много, благодаря ему я и узнал о существовании «второго дна» в Интернете, состоящего из этих мемов и определенных жанров музыки, хотя всегда считал себя продвинутым пользователем и слежу за тенденциями в сети.

Музыка
Музыка также играет большую роль в воспитании подрастающего поколения, причем речь не только о современной. Вот вам для примера текст казачьей песни «Не для меня придет весна...»:

Не для меня придет весна,
Не для меня Дон разольется.
И сердце девичье забьется
С восторгом чувств — не для меня
И сердце девичье забьется
С восторгом чувств — не для меня

Не для меня сады цветут,
В долине роща расцветает,
Там соловей весну встречает,
Он будет петь не для меня.
Там соловей весну встречает,
Он будет петь не для меня.

(Не для меня журчат ручьи
Текут алмазными струями,
Там дева с черными бровями,
Она растет не для меня.
Не для меня цветут цветы,
Распустит роза цвет душистый
Сорвешь цветок, а он завянет
Такая жизнь не для меня.)

Не для меня придет Пасха,
За стол родня вся соберется.
«Христос Воскрес» из уст прольется —
В пасхальный день не для меня.
«Христос Воскрес» из уст прольется —
В пасхальный день не для меня.

А для меня кусок свинца,
Он в тело белое вопьется
И слезы горькие прольются
Такая жизнь, брат, ждет меня.
И слезы горькие прольются
Такая жизнь, брат, ждет меня...

Какие чувства и эмоции вызывает этот текст у вас? У меня ощущение фатализма и неминуемой кончины.

Ну или кусочек из хита, доносящегося отовсюду в прошлом году:

Мимо нас, мимо нас люди и птицы.
Они летят чтоб всё-таки разбиться.
Убей меня потом, но только не сейчас,
Сейчас...

Или вот такой замечательный узорный текст из жанра метал:

Плачет теплым дождем
Мое чёрное небо.
Там, где не был ещё,
Остановится время.
Мир, вместе с тобой,
Снова блекнет и вянет,
Чёрно-белой краской
Он всё заливает,
Превращая сегодня
В очередное вчера.
Запах летнего ливня
Возвращает меня.
В антологии детства
НИЧЕГО ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ!..

ЧЁРНО-БЕЛЫЕ ДНИ...
ЧЁРНО-БЕЛЫЕ СНЫ...

Это твой последний,
Твой последний крик,
Разделяясь с тобой,
Скользя по щекам...
Ты не можешь понять —
Я потерян внутри.
Ты не можешь убить —
Посмотри...

ЗАБУДЬ, СОТРИ
ВСЕ ТВОИ МЕЧТЫ!
Жизнь не значит ничего
для меня одного...
ЗАБУДЬ, СОТРИ
ВСЕ ТВОИ МЕЧТЫ!
Жизнь не значит ничего
для меня
ОДНОГО!

Тяга к саморазрушению неплохо сочетается с подобными текстами. Почему многие люди говорят, что тяжелая музыка помогает (либо помогла) им пройти сложные периоды жизни, когда они были в том числе на грани суицида? Потому что в ней озвучено все то, что находится внутри такого человека. Он чувствует свою общность и то, что он не одинок, отчего и находит силы для дальнейшей жизни.

Мультфильмы
Приведу пару примеров, которые сразу пришли в голову.

Как думаете, что воспримет ребенок из этого отрывка, уже получивший «дозу» фольклора у своих родителей?

Или вот этого, где Скрудж Макдак, любимым занятием которого является купание в деньгах, не позволяет себе потратить и лишнего цента:

Изначальные идеи «быть жадным плохо» и «быть помешанным на деньгах чревато» легко трансформируются в «все богатые жадные» и различные вариации, с которыми потом уже взрослый человек столкнется, не понимая почему его труды не оплачиваются достойно.

6. Заключение

Хочу сказать, что лишь некоторая часть народного фольклора несет в себе негатив и состояние смиренной овцы. У многих пословиц из тех что я привел, я почему-то не смог найти исторической справки, что также вызывает вопросы об их происхождении. При этом получается, что те вещи, которые действительно составляют кладезь жизненной мудрости, находятся по соседству с теми, которые ведут к отрицательному жизненному опыту либо подкрепляют его. Думаю, что если поискать работы тех людей, что давно занимаются исследованиями народного фольклора, то можно выявить разницу в происхождении «овечьих» и нормальных элементов в нем.

Медийное программирование мне видится второстепенным, потому что первый слой закладывают родители, которые получили его у своих бабушек и дедушек. Если в мультике ребенок увидит что-либо раз или два, то родительские указания могут повторяться раз за разом в течение одного дня, крепко-накрепко связывая действия ребенка определенной фразой.

Поделиться
Запинить
Плюсануть